Геодезические изыскания производятся перед проектированием мостовых переходов, а также в процессе строительства моста и его эксплуатации. Благодаря выполнению разбивки и контрольных съемок улучшается качество возводимых сооружений, уменьшаются сроки строительства, снижается стоимость и увеличивается продолжительность срока службы мостов.
Геодезические работы обеспечивают высокую точность и качество реализации проекта. Типовое положение о геодезической службе в строительстве – базовый документ, в соответствии с которым осуществляется геодезическое сопровождение строительства моста. При этом учитываются особенности его применения к деятельности данной службы в сфере мостостроения.
Постройка моста предполагает выполнение следующих видов работ:
Разбивочные работы – базовая разновидность геодезических работ, которая заключается в следующих операциях:
Степень сложности разбивки моста определяется типом пролетных строений, способом заложения фундаментов под опоры, а также размером, назначением и сроком службы моста. Разбивочные работы при сооружении конструкций малой длины (до 20 м) достаточно просты, более трудной задачей является разбивка средних мостов (20-80 м). При постройке мостовых сооружений длиной 80-300 м для разработки проекта производства геодезических работ (ППГР) и их выполнения требуется специальная геодезическая служба. Наиболее сложной разновидностью работ является разбивка центров мостовых опор, способ реализации которой зависит от расположения и габаритов сооружения.
Контрольные геодезические работы, производящиеся по мере осуществления строительных работ и после завершения объекта, включают в себя:
Целью исполнительных (контрольных) съемок является проверка соответствия возведенного моста плановому проекту и оформление исполнительной документации, отражающей выявленные отклонения от указанных в проекте значений и соответствие требованиям ГОСТ и СНиП.